ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА


Dinamic SoundField - технология в основе лучшей в мире системы звукового поля

 

 

1. Введение

Dynamic SoundField – первая система звукового поля производства Phonak. В прошлом многие пользователи обращались к нам с просьбой разработать собственную систему звукового поля, но мы считали выход на этот рынок возможным только при условии создания существенных преимуществ для пользователя. В сфере технологий звукового поля предполагаемыми пользователями являются дети, школьные учителя, руководители школ и сурдопедагоги. Мы проанализировали имеющиеся на рынке системы звукового поля, поговорили со специалистами, детально изучили акустику помещений, и только после этого большая группа инженеров и аудиологов Phonak Communications в Муртене (Швейцария) разработала систему, которая сегодня носит название Dynamic SoundField. Наша команда поставила серьезные цели: существенно улучшить разборчивость речи в классе по сравнению с традиционными системами звукового поля; сократить требуемые для установки затраты времени и средств; сделать настройки более простыми для учителей; устранить проблемы сопряжения систем звукового поля с персональными FM- системами; сделать систему удобной для ношения и пользования; и создать систему с возможностями будущего обновления. Были также изучены вопросы обратной связи, зон радиомолчания и недостаточной стабильности. Phonak разработал для Dynamic SoundField совершенно новую технологию беспроводной передачи. Это позволило воплотить в данной системе многие революционные решения и опции. В этом руководстве детально описана технология, лежащая в основе Dynamic SoundField, а также приведены результаты последних контрольных тестов «речь в шуме».

2. Динамический экстрактор речи

Одним из наиболее важных свойств Dynamic SoundField является динамический характер ее работы. Целью применения систем звукового поля является повышение разборчивости речи в классе. Для оптимальных условий прослушивания голос учителя должен быть четко слышен всем детям в классе. Шум, расстояние и реверберация, однако, часто затрудняют понимание речи, причем шум является главной проблемой. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Американский национальный институт стандартов (ANSI) и департамент образования и развития в Лондоне (DfES) издали нормативы максимально допустимых уровней шума в классе. Однако эти нормативы редко выполняются и рассчитаны только на пустые школьные классы. Это означает, что любой дополнительный шум, производимый самими детьми, в данных нормативах не учитывается. Но это не означает, что данный шум не влияет на условия обучения в классе! Наоборот, при заполнении класса учащимися, нормы для пустых помещений уже не могут выполняться. Уровни шума в классах могут быть высокими и варьировать в разных школах и классах. Самое главное, уровни фонового шума могут существенно меняться в течение школьного дня. Поэтому система звукового поля должна обеспечивать и хорошую разборчивость, и комфортный уровень звукового давления для усиленного голоса учителя. В тихих ситуациях требуется меньшее усиление. В шуме усиление должно быть выше. Традиционные системы звукового поля не отслеживают автоматически уровни окружающего шума, а это означает, что уровень громкости может быть адекватным лишь в течение некоторого времени на протяжении дня. В некоторые моменты усиление системы будет слишком низким, что приведет к недостаточному пониманию речи учащимися. Или наоборот, слишком высоким, что приведет к некомфортно громкому звучанию. Эта невозможность эффективно решить проблему шума, вероятно, поспособствовала повышению в последнее время интереса к вопросам реверберации в классе и ее влиянию на разборчивость речи. Несмотря на то, что сама реверберация негативно влияет на понимание речи, в условиях класса именно фоновый шум является основным фактором, ограничивающим разборчивость. Время реверберации в классе может быть около 1с. Такая реверберация сама по себе, без фонового шума не создает очень сложных акустических условий. Это не означает, что реверберация не имеет значения - имеет, но не то которое подразумевают многие специалисты: главная проблема реверберации в том, что она повышает уровень шума. Хорошая акустика помещений остается важным, но труднодостижимым и дорогостоящим решением. К решению проблемы флюктуирующего фонового шума в классе, усиленного или не усиленного реверберацией, Phonak применил оригинальный подход. Dynamic SoundField от Phonak постоянно контролирует уровень фонового шума в классе и соответственно автоматически адаптирует усиление. Эта компенсация окружающего шума настроена таким образом, чтобы показатель речевой трансмиссии (STI) составлял 0.6 при различных уровнях шума, что обеспечивает отличное понимание речи учителя. По существу, это применение очень успешного и проверенного технологического принципа динамических FM-систем Phonak к системам звукового поля. Уровни окружающего шума измеряются с помощью микрофона передатчика Inspiro, являющегося передатчиком Dynamic SoundField Phonak. В тихих условиях, при шуме в классе ниже 54 дБ УЗД, усиление поддерживается на уровне 6 дБ («усиление» здесь относится к стандартной акустической ситуации в стандартном классе и определяется как акустическое усиление на уровне уха). Результатом будет отношение сигнал/шум (ОСШ) минимум 12 дБ. При более низких уровнях шума ОСШ будет больше. Например, при уровне шума 44 дБ УЗД отношение сигнал/шум будет +20 дБ. Разборчивость значительно ухудшается при снижении ОСШ ниже +10 дБ. При уровне шума в классе от 54 до 66 дБ УЗД усиление Dynamic SoundField повышается автоматически для поддержания ОСШ не ниже +10 дБ (рис.1 и 2) Это, повторим, действительно для обычного класса с временем реверберации (RT60) 0.9 c (рис. 1). Максимальное усиление, обеспечиваемое системой – 20дБ.

Уровни, как окружающего шума, так и речи измеряются с помощью Inspiro с периодичностью 5с. Неправильное размещение микрофона, определяемое как ненормально тихий голосовой сигнал на входе микрофона, компенсируется за счет дополнительного усиления акустической колонки Dynamic Loudspeaker. Параллельно с динамическим экстрактором речи, применяется еще один алгоритм: динамический эквалайзер (Dynamic Equalizer). Этот алгоритм формирует частотную характеристику соответственно уровню шума в классе. В тишине суммарный сигнал от колонки плюс не усиленный голос учителя будет звучать естественно, общая комбинированная частотная характеристика будет плоской.  Для минимизации вторичной поздней реверберации усиленного сигнала, при высоких уровнях усиления применяется высокочастотный фильтр. Высокие уровни усиления применяются в шумных условиях, а реверберация повышает уровни шума в классе, следовательно, акустическая фильтрация поздней реверберации при высоких уровнях усиления целесообразна. Фактическая граничная частота высокочастотного фильтра зависит от уровня окружающего шума. При более высоких уровнях шума граничная частота повышается от 100 Гц до 300 Гц с двумя промежуточными шагами. Это не только ограничивает позднюю реверберацию, но и выделяет высокие частоты для лучшего понимания речи, благодаря повышению слышимости средне- и высокочастотных согласных и ограничению действия восходящей маскировки низкочастотными звуками. Ограничение поздней реверберации, которая, с точки зрения психоакустики, действует как шум, улучшает разборчивость речи. Оригинальное устройство акустической колонки (см. п. 5) также ограничивает позднюю реверберацию и дополняет эффект фильтрации.

3. Технология цифровой беспроводной передачи

В традиционных системах звукового поля применяются различные технологии передачи голоса учителя на акустическую колонку. Существуют как проводные, так и беспроводные технологии. Проводные решения в значительной степени ограничивают передвижение учителя по классу и в настоящее время уже не рассматриваются как конкурентоспособные. Беспроводные варианты базируются либо на принципе инфракрасной передачи, либо на FM технологии. В обоих случаях звук может быть передан аналоговым или цифровым способом. Выбор технологии передачи при разработке новой системы звукового поля оказывает огромное влияние на ряд очень важных характеристик конечного продукта: · Каков радиус действия передатчика? · Требуется ли свободное пространство между приемником и передатчиком? · Каков уровень потребления тока передатчиком и, как следствие, насколько автономным будет полностью заряженный передатчик? · Какой частотный диапазон используется? · Каков порог шума и динамический частотный диапазон системы? · Какова вероятность возникновения в классе зон молчания, где отсутствует передача от передатчика к приемнику, и колонка не усиливает голос учителя? · Имеется ли вероятность возникновения помех от аналогичных близкорасположенных систем или другого оборудования, например WiFi, электронных ламп, Bluetooth устройств или солнечного света (в случае инфракрасных систем)? · Возможна ли передача и прием, или только прием? · Возможна ли параллельная передача и прием не только аудио сигнала, но и других данных, например контрольных? · Возможна ли комбинация звукового поля с FM-системой? · Требуются ли дополнительные устройства, такие как отражатели, для того, чтобы сигнал был доступен во всех углах класса? · Сколько каналов можно использовать одновременно без помех? · Насколько сложной и/или гибкой является настройка каналов? После тщательного и всестороннего анализа имеющихся на сегодня технологий, Phonak пришел к выводу, что ни одна из них не решает эти задачи в полной мере. В идеальных условиях все технологии обеспечивают передачу голосового сигнала на колонку, но не более. В сложных ситуациях часто возникают помехи и зоны молчания. Расширенные усовершенствованные функции невозможно применить при существующих способах передачи. Поэтому для Dynamic SoundField Phonak разработал совершенно новую технологию цифровой беспроводной передачи: DM. DM означает цифровая модуляция. Это вновь разработанная высокоинтеллектуальная технология передачи в полосе 2.4 ГГц. Звуковые сигналы оцифровываются и преобразовываются в очень короткие (160 мкс ) пакеты цифровых разрядов кодов и передаются несколько раз, каждый по разным каналам от 2.4000 до 2.4835 ГГц. Частотный перескок между каналами позволяет избежать помех, а повторение передачи обеспечивает соответствующий стандартам прием. Если система определяет, что данный канал занят, например, беспроводной локальной сетью WLAN или Bluetooth, она автоматически перескакивает через эти занятые каналы. А если, несмотря на все усилия, пакетный сигнал не принят корректно, интеллектуальный алгоритм компенсации потерь пакетов (в блоке акустической колонки) «заполнит пустоты» и обеспечит великолепное качество и комфорт звучания. DM также делает звук ярким и выразительным благодаря диапазону аудио частот от 200 до 7500 Гц и отношению сигнал/шум >55 дБ. С DM, в отличие от систем с FM технологией передачи, не требуется частотное планирование и распределение частот. Лицензия не требуется, поскольку частота 2.4 ГГц во всем мире является свободной (так называемый диапазон ISM: некоммерческий диапазон для использования в промышленности, науке и медицине). DM системы можно без проблем использовать в соседних классах, они очень устойчивы к помехам от других систем Dynamic SoundField, устройств Bluetooth и беспроводных локальных сетей, электронных ламп и т.п. Благодаря специально разработанной антенне Dynamic SoundField, обеспечивающей максимально возможный диапазон действия, зоны молчания остаются в прошлом. Естественно, не требуется нахождение в зоне прямой видимости, как для многих инфракрасных технологий, а солнечный свет, как и другие мощные источники света, уже не является проблемой. При помощи технологии DM можно не только передавать аудио сигнал, но и передавать и принимать контрольные данные, необходимые, например, при создании и обслуживании многопользовательской сети Phonak MultiTalker Network (см. п. 7), а также осуществлять постоянный мониторинг различных компонентов сети для обеспечения нормального функционирования. Требуемая синхронизация Inspiro с акустической колонкой DigiMaster Dynamic SoundField выполняется однократно, и оба компонента остаются синхронизированными при повторном включении. Потребление тока в разумных пределах; полностью заряженная батарея Inspiro служит 7-8 часов в удвоенном режиме Dynamic SoundField вместе с Dynamic FM, чего вполне достаточно для полного учебного дня. Возможно, это не сразу видно со стороны, но именно новая технология передачи от Phonak, несомненно, станет основной причиной успеха Dynamic SoundField. Технология DM позволила команде Phonak разработать длинный перечень новых возможных функций, включая динамический экстрактор речи, мониторинг многопользовательской сети MultiTalker Network, положила конец частотному планированию и распределению и, самое главное, обеспечила базу для безупречной работы системы.

4. Комбинация Dynamic SoundField с динамическими FM- системами

Все большее количество учащихся с нарушениями слуха, пользующихся слуховыми аппаратами или кохлеарными имплантами, посещают массовые школы. В таких школах этим учащимся необходимы беспроводные FM-системы, чтобы хорошо слышать голос учителя. Все больше появляется классов, где для детей с нормальным слухом используется звуковое поле, а для одного-двух слабослышащих детей FM-система. Это означает, что учитель должен носить два беспроводных микрофона: один для звукового поля и один для FM-системы. Это неудобно, и ни один учитель не хочет носить два микрофона и два передатчика. Поэтому во многих случаях FM-передатчик посредством аудиокабеля соединяется с блоком акустической колонки (от аудио выхода передатчика к аудио входу колонки); или одна из систем, звуковое поле или FM, просто не используется. Сопряжение систем звукового поля с персональными FM-системами всегда считалось сложным и, в большей или меньшей степени, малоэффективным. Одним из главных препятствий, например, является то, что при попадании выходного сигнала колонки на аудиовход динамического FM-передатчика теряется адаптивное преимущество FM. Передача сигнала FM-передатчика через колонку звукового поля может оказаться неэффективной, поскольку уровень шума в FM-системах обычно хорошо воспринимается детьми с нарушенным слухом, но вряд ли приемлем для нормально слышащих учащихся.

Проверка эффективности сочетания систем звукового поля и FM-систем всегда быланастоящей проблемой для сурдопедагогов. Зачастую на базе традиционных технологий невозможно добиться целевого выхода для обеих систем.

5. Конструкция акустической колонки

Конструкция акустической колонки в значительной степени влияет на распространение звука в помещении. Не случайно предпринимались попытки переименовать системы звукового поля в «звукораспределительные системы». С целью равномерного распределения звука в классе некоторые производители даже предлагали системы с четырьмя колонками, которые требовалось расположить в различных местах класса. Такой подход приводит к созданию громоздких систем и является результатом использования несовершенной конструкции колонок и отсутствием или неэффективностью имеющегося алгоритма подавления обратной связи. Кроме того, когда речь идет о разборчивости, равномерно распределенный звук это не то же самое, что хорошее соотношение сигнал/шум. Акустическая колонка системы Dynamic SoundField DigiMaster 5000 объединяет 12 линейно расположенных миниатюрных высококачественных динамиков. Максимальный средний выходной уровень составляет 89 дБ УЗД на расстоянии 1м (при положении регулятора громкости +8 дБ, уровне фонового шума > 60 дБ УЗД и уровне речевого сигнала 75 дБ УЗД на расстоянии 1м), а максимальный пиковый уровень на расстоянии 1м составляет 96 дБ УЗД. Высота колонки 650 мм, расстояние между центрами ближайших динамиков 54 мм. При такой конструкции звук излучается преимущественно в горизонтальной плоскости, с хорошим горизонтальным и сниженным вертикальным распределением. Вертикальная апертура основного лепестка 500 Гц составляет +/- 25º, а 2000 Гц не более +\- 7º.

В результате звук усиливается и распределяется в помещении иначе, чем при использовании колонки с одним динамиком (так называемым, динамиком-монополем). В то время как монополи функционируют как точечные источники, распределяя звук равномерно во всех направлениях (включая нежелательные, например, от учащихся, к полу и потолку), конструкция DigiMaster 5000 радикально улучшает соотношение между прямым сигналом и полем реверберации. Прямым называется сигнал, передаваемый по прямой линии к уху непосредственно от динамика. Реверберирующий звук достигает уха после одного или нескольких отражений от стен, пола или потолка. Если количество отражений ограничено, мозг в состоянии интегрировать реверберирующий и прямой сигнал в общий, доступный для понимания сигнал. Однако, если количество отражений слишком велико, а путь сигнала слишком длинный, задержка ревербераций становится настолько большой, что мозг уже не может интегрировать их с прямым звуком. Эти, так называемые, «поздние реверберации» есть ни что иное, как шум. Неправильная конструкция акустических колонок приводит к возникновению большого количества поздних ревербераций, и в классах с плохой акустикой не позволяет реально улучшить отношение сигнал/шум на уровне уха учащихся. Напольная стойка DigiMaster 5000 сделана таким образом, что центр блока динамиков находится на высоте 1.40 м. Крепление на стену осуществляется под углом 5º, что оптимизирует распространение звука в классе. Высота расположения колонки и количество динамиков были выбраны не случайно, с целью оптимизировать качество акустики, и, в то же время, сохранить в приемлемых рамках расходы на производство и транспортировку. Большее количество динамиков означало бы существенное увеличение расходов, в то время как прирост качества акустики уменьшался бы с каждым дополнительным динамиком. С меньшим количеством динамиков система, безусловно, была бы менее дорогостоящей, но ее качество уже не соответствовало бы нашим жестким требованиям. DigiMaster 5000 разработан с целью обеспечить оптимальное соотношение цены и качества. Световые индикаторы в верхней части колонки отображают текущее состояние системы (работает, выключена и т.п.). DigiMaster 5000 подключается к интерактивной доске или другой аудиосистеме через гнездо аудиовхода (разъем 3.5 мм, сопротивление на входе > 10 кОм).

 

6. Подавление обратной связи

 Обратная связь – это явление, возникающее, когда генерированный динамиком звук вновь поступает на микрофон и, соответственно, усиливается дополнительно. Это приводит к возникновению раздражающе громких, а иногда и опасных свистящих звуков, или к тому, что (в случае использования системы звукового поля) учитель, аудиолог или инженер устанавливают настолько низкий уровень усиления, что практически все преимущества теряются. Повышение усиления приводит к необходимости увеличения минимального расстояния до динамика, которого должен придерживаться учитель.

Чтобы свести к минимуму вероятность возникновения обратной связи, необходимо продумать следующие моменты:

· Конструкцию микрофона звукового поля
· Количество и конструкцию колонок
· Усиление (установки громкости) системы звукового поля
· Расстояние между микрофоном и колонкой
· Возможность применения современного алгоритма подавления обратной связи
Система, постоянно создающая обратную связь, просто неприменима.

Алгоритмы подавления обратной связи, ограничивающие усиление до неприемлемо низких уровней, или генерирующие слышимые или даже раздражающие искажения аудиосигнала, не обеспечивают необходимого эффекта или комфортного звучания. Система Dynamic SoundField позволяет с самого начала минимизировать обратную связь путем использования некоторых самых совершенных на сегодня алгоритмов подавления обратной связи. Свести к минимуму вероятность появления обратной связи позволяют два основных компонента: микрофон EasyBoom и акустическая колонка DigiMaster 5000. Микрофон EasyBoom с направленной чувствительностью и близким ко рту говорящего расположением улавливает голос учителя на идеальном расстоянии с высоким уровнем звукового давления, в то время как петличный микрофон сразу ограничивает усиление, обеспечиваемое системой звукового поля, что существенно компрометирует ее эффективность для учащихся. Колонка DigiMaster 5000 генерирует звуковые волны преимущественно в горизонтальной плоскости. Не являясь точечным источником (во всяком случае, на близком расстоянии), она в состоянии обеспечивать более высокие уровни звукового давления, чем монопольные колонки на том же расстоянии или блок из двух или четырех динамиков при том же усилении (усиление в данном случае определяется как уровень усиленной речи на уровне микрофона учителя). Поскольку учитель часто находится перед классом, и акустическая колонка в большинстве случаев также располагается спереди, для достижения аналогичных уровней звукового давления в дальней части класса требуется меньшее усиление. Помимо оптимизированной конструкции колонок, в Dynamic SoundField также применена интеллектуальная система подавления обратной связи. Эта двойная система включает два разных алгоритма: один функционирует во временной области при низких уровнях усиления (что обычно соответствует относительно тихим условиям), а при высоком усилении вступает в действие другой алгоритм, функционирующий в частотной области. Алгоритм подавления обратной связи, активный при низких уровнях усиления, нацелен на достижение максимально возможного качества звука. В тихих условиях слышны минимальные искажения, и необходимо их избегать. Поскольку усиление Dynamic SoundField в тихих условиях относительно невелико, становится возможным применение относительно мягкого типа подавления обратной связи. Действительно, в относительно тихих условиях аудиосигнал не проходит через так называемый фильтр Винера для подавления обратной связи. Вследствие отсутствия обратной связи, алгоритм подавления не создает артефактов, искажений и не снижает усиление. Усиливается чистый аудиосигнал, улавливаемый микрофоном EasyBoom. В шумных условиях уровни искажений могут быть выше, так как до определенного предела они маскируются фоновым шумом. В шуме усиление Dynamic SoundField автоматически повышается и возникает потребность в применении более жесткого алгоритма подавления обратной связи. Оба алгоритма подавления обратной связи активируются автоматически, в зависимости от фактического усиления в системе Dynamic SoundField, и, следовательно, в зависимости от уровня шума в классе. Такой революционный подход позволяет Dynamic SoundField обеспечивать оптимальное качество звука, избегать обратной связи даже при высоком усилении в шумных условиях и не ограничивать свободу передвижения учителя по классу.

7. Многопользовательская сеть

 Дети учатся не только у учителей, но и друг у друга. Возможность усиливать не только голос учителя, но и голоса других детей (второго учителя, помощника или сурдопедагога) является действительно ценным свойством любой системы звукового поля. Это применимо и к FM-системам. В прошлом технология «группового обучения» смешивала для учащихся со слуховыми аппаратами и FM-приемниками сигналы двух передатчиков в один. Однако, в 2008 году Phonak представил свою многопользовательскую сеть MultiTalker Network (MTN), которая позволяет нескольким передатчикам работать на одной частоте. Это привело к созданию менее шумных систем и решило многие практические вопросы, например, устранило необходимость тщательно выбирать различные FM частоты для группового обучения без помех. В многопользовательской сети MultiTalker Network есть главный передатчик Inspiro. Пользователям других передатчиков возможность говорить предоставляется на основе правил приоритета, установленных в сети, а также наличия или отсутствия речевого сигнала на микрофоне каждого передатчика. После первой установки MTN работает автоматически, интуитивно. При разработке технологии Dynamic SoundField Phonak с самого начала имел возможность использовать в ней проверенную концепцию многопользовательской сети MultiTalker Network. Максимальное число используемых передатчиков Inspiro/DynaMic в MultiTalker Network составляет 10.

8. Энергосберегающая конструкция

Благодаря специально разработанному блоку питания DigiMaster 5000 соответствует требованиям стандартов Eco Design Standards для Европы, изданных в январе 2010. В выключенном состоянии потребление тока DigiMaster 5000 менее 0.5 Вт. В режиме ожидания (Inspiro выключен, но DigiMaster 5000 включен) потребление меньше 1 Вт. В нормальном рабочем режиме в классе DigiMaster 5000 обычно потребляет около 3 Вт. По сравнению с расходом энергии на освещение класса это всего лишь малая доля, как энергии, так и материальных затрат.

9. Обновления

Школы хотят использовать преимущества новых технологий, но не хотят постоянно приобретать новое оборудование. Dynamic SoundField от Phonak предлагает решение данной проблемы. И передатчик Inspiro, и акустическая колонка DigiMaster 5000 функционируют как мини компьютеры, на которых установлено программное обеспечение (прошивка). Версия прошивки в основном и определяет функциональные возможности и характер работы системы. В случае появления в будущем новых усовершенствованных функций свободная загрузка последней версии прошивки Dynamic SoundField буквально через несколько минут позволит пользоваться этими функциями, без необходимости отправки оборудования в Phonak. Раньше, например, обновление программ Inspiro обеспечивало пользователям доступ к новым усовершенствованным возможностям, включая беспроводный мониторинг новых динамических FM-приемников и расширение языковых опций меню. Последнее бесплатное обновление позволяет модернизировать любой имеющийся передатчик Inspiro для работы в Dynamic SoundField! Рисунок 12. В передатчике Inspiro и колонке DigiMaster 5000 имеется USB разъем для обновлений прошивки 10. Последние результаты: контрольное тестирование разборчивости речи в шуме в условиях класса С целью объективного подтверждения и количественной оценки преимуществ динамического экстрактора речи в системе Dynamic SoundField в Муртене (Швейцария) было проведено формальное тестирование разборчивости речи в классе с реверберацией при различных уровнях шума. 10 учащихся были протестированы в свободном поле с помощью теста предложений OLSA (Oldenburger Satztest). Речь предъявлялась с помощью динамика на манекене B&K, расположенном перед классом, на месте учителя. Передатчик Inspiro c микрофоном EasyBoom был размещен на манекене так, как его обычно носят педагоги. Речевой сигнал подавался в двух условиях: при выключенном Dynamic SoundField и включенном Dynamic SoundField. Акустическая колонка DigiMaster 5000 была расположена на расстоянии 1м от стены за спиной учителя и 1.80 м от левой стены класса. Рисунок 13. Схематический план исследования разборчивости речи. Размеры класса 8.35 х 8.35 м. Динамики, генерирующие шум расположены в четырех углах класса на высоте 1.7м. Четыре расположенных в углах класса динамика создавали диффузное шумовое поле. Учащиеся находились на расстоянии 3 или 6 м от манекена, соответственно, на расстоянии 3.80 или 6.50 м от DigiMaster 5000. Тесты разборчивости речи проводились при уровнях окружающего шума 50, 60 и 70 дБ УЗД. Речевой сигнал подавался на уровне нормальной разговорной речи (65 дБ УЗД на расстоянии 1м) при уровнях шума 50 и 60 дБ УЗД и немного повышенном уровне (69 дБ УЗД на расстоянии 1м) при шуме 70 дБ УЗД. Без Dynamic SoundField средние показатели разборчивости речи были 95%, 25% и 0% при уровнях шума 50, 60 и 70 дБ УЗД соответственно. При включении Dynamic SoundField средние показатели разборчивости речи составили 95% при всех уровнях шума, включая 70 дБ УЗД. Рисунок 14. Разборчивость речи при уровнях шума 60 и 70 дБ резко возрастает с Dynamic SoundField от 25% и 0% соответственно до примерно 95%. Маловероятно, что какое-либо другое акустическое решение может хотя бы приблизиться к подобным результатам: от полного отсутствия разборчивости речи до разборчивости, близкой к 100% при уровне фонового шума 70 дБ УЗД на расстоянии 6 м от учителя.

10. Последние результаты: контрольное тестирование разборчивости речи в шуме в условиях класса

С целью объективного подтверждения и количественной оценки преимуществ динамического экстрактора речи в системе Dynamic SoundField в Муртене (Швейцария) было проведено формальное тестирование разборчивости речи в классе с реверберацией при различных уровнях шума. 10 учащихся были протестированы в свободном поле с помощью теста предложений OLSA (Oldenburger Satztest). Речь предъявлялась с помощью динамика на манекене B&K, расположенном перед классом, на месте учителя. Передатчик Inspiro c микрофоном EasyBoom был размещен на манекене так, как его обычно носят педагоги. Речевой сигнал подавался в двух условиях: при выключенном Dynamic SoundField и включенном Dynamic SoundField. Акустическая колонка DigiMaster 5000 была расположена на расстоянии 1м от стены за спиной учителя и 1.80 м от левой стены класса.

 . Четыре расположенных в углах класса динамика создавали диффузное шумовое поле. Учащиеся находились на расстоянии 3 или 6 м от манекена, соответственно, на расстоянии 3.80 или 6.50 м от DigiMaster 5000. Тесты разборчивости речи проводились при уровнях окружающего шума 50, 60 и 70 дБ УЗД. Речевой сигнал подавался на уровне нормальной разговорной речи (65 дБ УЗД на расстоянии 1м) при уровнях шума 50 и 60 дБ УЗД и немного повышенном уровне (69 дБ УЗД на расстоянии 1м) при шуме 70 дБ УЗД. Без Dynamic SoundField средние показатели разборчивости речи были 95%, 25% и 0% при уровнях шума 50, 60 и 70 дБ УЗД соответственно. При включении Dynamic SoundField средние показатели разборчивости речи составили 95% при всех уровнях шума, включая 70 дБ УЗД.

 Маловероятно, что какое-либо другое акустическое решение может хотя бы приблизиться к подобным результатам: от полного отсутствия разборчивости речи до разборчивости, близкой к 100% при уровне фонового шума 70 дБ УЗД на расстоянии 6 м от учителя.

   

 

назад


 
каталог товаров
Ознакомтесь с нашим
ассортиментом
слуховых аппаратов




обзоры слуховых аппаратов
Цифровая библиотека: обзоры, характеристики, инструкции слуховых аппаратов



Гид по стилям слуховых аппаратов
Новинка: Siemens Intuis 2.
12 частотных каналов,
Защита от воды и пыли



Инструкция как пользоватьсч слуховым аппаратом
Видеообзоры, видеоуроки, презентации слуховых аппаратов .



Внутриушные слуховые аппараты
Новинки: мощные внутриканальные слуховые аппараты.


ПОЯВИЛСЯ  ВОПРОС ?

Наш лучший
специалист перезвонит вам всего через 60 секунд!




обратный
звонок




связаться со специалистом по слуховым аппаратам в whatsap




связаться со специалистом по слуховым аппаратам в telegram





вызвать
на дом






компен-
сация
от фсс





эл.серти-
фикат на
карте мир